top of page

Реинкарнация мудрости

Без имени.png

 

Не спеши, друг Хайям

"Если б мог я найти путеводную нить,

Если б мог я надежду на рай сохранить, —

Не томился бы я в этой тесной темнице,

А спешил место жительства переменить!"

       Омар Хаям,                       

Вероятно, под влиянием                       

похмельного синдрома                      

Как же так, друг Хайям? Погоди, не спеши.

"Ад и рай – это две половинки души".

Ты же это сказал, отрицать бесполезно.

А себе возражать – только глупых смешить.

И зачем нам спешить покидать этот мир,

Если есть в нём вино и звучание лир?

Разве в тягость тебе луноликой объятья,

Если пьёте на пару любви эликсир?

Не нужна в мир теней путеводная нить,

Ты же знаешь, дружище, не вечно нам жить.

Час придёт и попросят любезно на выход.

Как бы именно это, Хайям, изменить?

И не спорь

"Будь жизнь тебе хоть в триста лет дана

Но все равно она обречена,

Будь ты халиф или базарный нищий,

В конечном счете — всем одна цена".

    похоже на Хайяма                     

Мне кажется, гораздо интересней

Не попрошайничать, а петь хмельные песни.

Не веришь?

                      Так у нищего спроси.

Не подтвердит он твою мудрость,

Хоть ты тресни.

Нет, нет. Цена, она, конечно же, одна.

Но лучше в кубок наливать вина,

Чем жажду утолять из грязной лужи,

Тем более, что не увидишь дна,

Того, где мудрость ждёт с тобою встречи.

В одном ты прав, никто из нас не вечен.

Но форма сУдна лучше, чем суднА.

Нас судит тот, кто сам за нас в ответе

"Наполнил зернами бессмертный Ловчий сети,

И дичь попала в них, польстясь на зерна эти.

Назвал он эту дичь людьми и на нее

Взвалил вину за зло, что сам творит на свете".

           Великий Омар Хайям                

Хайям, ты прав! Ты тысячу раз прав!

Винить того, кого лишили прав

Гораздо проще, чем тягаться с равным.

"Подобие" не кажет буйный нрав.

Вот и выходит, что нас создал Бог,

Чтоб сделать крайними когда наступит срок.

Обидно? Да. Как с этим жить? Не знаю.

Хайям, давай же подведём итог:

Нас судит тот, кто сам за нас в ответе.

Да, да, в ответе, мы же Его дети.

Себя вини, раз воспитать не смог!

          Е.О.                               

Много сладкого вредно!

"О, кумир! Я подобных тебе не встречал.

Я до встречи с тобой горевал и скучал,

Дай мне полную чарку и выпей со мною,

Пока чарок из нас не наделал гончар!"

          Омар Хайям                       

О, Хайям, эти фразы - бухарский шербет!

Угощения лучше на всём свете нет,

Если "сладость" обильно полить винным соком.

Только бы не случился потом диабет.

 

Пользуйся моментом

"Так как истин великих твой ум не постиг —

Волноваться смешно из-за мелких интриг.

Так как Бог в небесах неизменно велик —

Будь спокоен и весел, цени этот миг."

         Омар Хайям                     

(интерпретация яндекс.дзэн)                    

Что с того, что твой ум истин мало постиг?

Не печалься и помни, что жизнь — это миг

Между прошлым, исчезнувшем за поворотом,

И иллюзией завтрашних глупых интриг.

Да, "вчера" не вернуть. "Завтра" тоже не в счёт.

Неизбежен с Всевышним конечный расчёт.

Так что лучше наличность потратить сегодня.

И, к тому же, в раю нынче "переучёт".

В каждой шутке есть и пить

"Да, женщина похожа на вино,

А где вино, там важно для мужчины

Знать чувство меры. Не ищи причину

В вине, коль пьян. Виновно не оно."

    Омар Хайям говорят                  

Конечно, не вино, коль две на брата.

Известно же, что виновата хата.

А луноликая походит на вино,

Когда у мужа требует зарплату.

Про чувство меры я вообще молчу,

Ведь свойственно оно лишь Ильичу.

Не буду говорить какому точно,

По деревяшке лучше постучу.

А женщине, похожей на вино,

Я лично посоветую одно:

Закрыть плотней все ставни в своей хате,

Чтоб у народа не "прорвало дно".

Но если без ха-ха, Хайям, ты прав.

Вино и женщины мужчин лишают прав

И губят у последних чувство меры.

Вино и женщины имеют тот же нрав.

Беспроигрышный вариант

"Я спросил у мудрейшего:

«Что ты извлек из своих манускриптов?»

Мудрейший изрек:

«Счастлив тот,

Кто в объятьях красавицы нежной,

По ночам от премудростей книжных далек!»

        Омар Хайям                           

(удачный вариант)                           

На печали и мудрости времени нет.

Так что просто прими мой с Хайямом совет:

"Дай возможность бокал осушить луноликой,

Лишь потом приглашай посетить "кабинет".

Под воздействием "Бахуса" мир её грёз

Превратит твою серость в цветение роз.

Этот миг откровения – радуга счастья!

Бриллиантовый блеск умиления слёз!

             Е.М.О.                         

Кто есть кто

"Всё пройдёт, и надежды зерно не взойдёт:

Всё, что ты накопил, ни за грош пропадёт.

Если ты не поделишься вовремя с другом,

Всё твоё достоянье врагу отойдёт!"

      Омар,                      

сами понимаете, Хайям                     

Кореш мой, декламируя эти стихи,

Изменил главный смысл последней строки,

Утверждая, что с другом делиться обязан,

А не то и друзья станут как и враги.

То есть, ужин съедят и допьют все напитки,

Поломают забор, вырвут крюк из калитки,

И, в добавок, утащат твои сапоги.

А я вот что подумал: по сути своей

Враг - не друг, с этим просто.

Вот с другом сложней.

Ведь больнее всего бьют стоящие рядом,

Хоть делись с ними, хоть достоянье пропей.

Впрочем, если останешься ты без гроша

И в дырявый халат "нарядится" душа,

Сразу станет тебе всё предельно понятно

Кто враги и, конечно же, кто кореша.

Поди пойми

"Хоть и не ново, я напомню снова:

Перед лицом и друга и врага,

Ты господин несказанного слова,

А сказанного слова ты - слуга."

       Омар Хайям                        

Вот это вот серьёзно, господа.

Болтун – находка для врага всегда.

Но в тихом омуте всё далеко непросто.

Молчание двояко. Вот беда.

Поди пойми, что в голове тихони:

Он друг? Он враг?

Он "мент" иль "вор в законе"?

А может быть "певица" Лобода?

А может он Ходжа Насреддин

Или дурак, доживший до седин?

Всегда загадка для идущих рядом

Несказанного слова господин.

         Е.М.О.                      

Разве можно, любя, помышлять об ином?

"Сад цветущий, подруга и чаша с вином –

Вот мой рай. Не хочу очутиться в ином.

Да никто и не видел небесного рая!

Так что будем пока утешаться в земном".

        Омар Хайям                    

"Сад цветущий, подруга и чаша с вином" –

В Небесах нет того, что есть в рае земном.

Так зачем же стремиться к Небесному раю?

Смысл рая не в том, чтобы спать вечным сном.

Смысл в том,

Чтоб любить, оставаясь любимым,

Восторгаться цветком, а не фантиком мнимым.

Разве можно, любя, помышлять об ином?

Антропология в чистом виде

"Да, в женщине, как в книге, мудрость есть.

Понять способен смысл её великий

Лишь грамотный. И не сердись на книгу,

Раз так и не сумел её прочесть".

  приписывают Омару Хайяму                

Да, мудрость женская – таинственный предмет.

С тех самых пор, как сотворили свет,

Великий смысл её мужчинам не понятен.

Всё потому, что логики в ней нет.

...возможно, есть. Да только вот она

Мужчинам, однозначно не видна.

Поэтому и поиски напрасны.

Ответь, Хайям, так чья же в том вина?

Молчишь? Напрасно, ведь ответ простой:

Немеет ум мужской пред женской красотой.

Можно — это сколько?

«Умерен будь в еде – вот заповедь одна,

Вторая заповедь – поменьше пей вина».

 Авиценна,Абу Али Хусейн                    

ибн Абдаллах ибн Сина:                    

«Мне, в принципе, учитель, всё понятно, но

«Умерен» — это как?

И можно ль пить до дна?

Ведь если не до дна, то истины не видно.

Ну а совсем не пить, когда все пьют - обидно.

Мудрец, скажи, твоя граница, где она?»

         Е.М.О.                

психотерапевт-любитель                

Вина вина

«Вино – наш друг, но в нём живёт коварство:

Пьёшь много – яд, немного пьёшь – лекарство.

Не причиняй себе излишеством вреда,

Пей в меру – и продлится жизни царство».

        Ибн Сина,         

Авиценна иначе говоря         

О, как был мудр почтенный ибн СинА.        

Если учесть, что он не пил вина,

Он знал о пьянстве всё и даже больше,

Ни разу в жизни не увидев дна!

Но как такое в принципе возможно?

Чужое мнение бывает чаще ложно.

Выходит, всё – фантазия одна?

Однако, нет. Мудрец был явно прав:

Вино - из категории отрав.

Нет в мире тех, кто соблюдает меру...

А всех непьющих губит скверный нрав.

          Е.М.О.,                   

неонигилист-винолог                    

Грех спешить на встречу с Богом

"Зная дар вина священный,

Мудрый чашу не торопит.

Только глупый неизменно

То, что ценно в пьянстве топит".

       Мирза Шафи Вазех                     

С этим спорить бесполезно.

В пору просто согласиться:

200 грамм вина - полезно,

В литре можно утопиться.

Много лет бытует мненье,

Капля винного нектара

Улучшает настроение.

Только не проходит даром

Хмель, дурманящий сознанье.

Отмирают клетки мозга.

Пьянство это наказанье,

Суть Божественные розги.

Впрочем, литр — это тоже

Вроде как бы и не много,

Если ты здоров. Но всё же,

Грех спешить на встречу с Богом.

        Е.О.                          

 

Вот и вся мудрость

Скажи, почтеннейший Мирза Шафи Вазех,

Как сделать так, чтоб миром правил смех,

А слёз река засохла в одночасье?

Такое бы устроило нас всех.

Жизнь коротка, чтоб горевать и плакать,

Ведь лето - солнце, а не дождь и слякоть.

Кручиниться весь век - ужель не грех?

Ты нас учил, что счастье в нас самих,

Что наша жизнь, она - всего лишь миг,

Миг между первым взглядом в поднебесье

И темнотой, скрывающей наш лик.

Ты говорил, что этот миг - он всё!

В себе он счастье и беду несёт.

И только мы способны разукрасить

Обыденность.

           Не всем, увы, везёт.

Не всякому дано создать свой рай.

Гораздо проще превратить в сарай

Погрязшее в быту своё жилище.

Я помню твой завет: «Сам выбирай,

Что в твоей жизни для тебя дороже.

Поверь мне, лишь тогда ты сможешь

Найти дорогу в настоящий рай».

Мой мудрый друг, не знает лишь дурак,

Что тьма ночная солнцу вечный враг.

Нет без печали радости на свете,

Поскольку свет всегда сменяет мрак.

Жесток он, равновесия закон.

С сочувствием и вовсе не знаком.

Зло и добро идут в одной упряжке.

Так будет до скончания времён?

Похоже да. Так как же людям жить?

Рождаемся мы, чтоб любви служить,

А ходим все у злобы в подмастерьях.

Мирза Шафи, ну не томи, скажи.

«Что мне сказать тебе? Пойми, поэт,

Таким Всевышний создал этот свет.

Он не спешит нам раскрывать секреты

И, стало быть, ответа просто нет!»

*Мирза Шафи Вазех -              

великий азербайджанский мудрец и поэт.              

Жить-то как?

"Скорей печали, нежели венец

Посредством знаний обретёт мудрец.

Недаром с завистью глядит он,

Как радостен в неведеньи глупец."

          Мирза Шафи Вазех              

Глупец и безмятежен потому,

Что суть вещей неведома ему.

Познанье истины – основа беспокойства

И наказание пытливому уму.

Понятно это. Только жить-то как?

"Косить" под дурака, казалось бы, пустяк.

Ан нет. Увы. Тут мало глупой рожи.

А суть явить способен-то не всяк.

Желающих попробовать полно.

Но испокон веков заведено,

Раз глупость мудрецами заправляет,

То знания – мучение одно.

У любви неоднозначный нрав

"Не трать напрасных слов.

Та, что тобой любима,

От многих клятв твоих лишь станет холодней.

Чем горячей огонь, тем вьётся меньше дыма.

Чем истинней любовь, тем меньше слов о ней."

             Мирза Шафи Вазех           

А как быть с тем, Мирза, что нас ушами любят?

Знать трели соловья чувств истинных не губят,

Раз их готовы слушать вновь и вновь,

Раз от признаний закипает кровь

И повторяют луноликой губы,

Ты их назвал "напрасными", слова.

От этих слов и кругом голова,

И посреди зимы бушует лето,

И ничего важней на свете нету,

Чем нежное звучанье этих слов.

От них реальность ярче ярких снов.

По поводу огня, Мирза, ты прав.

Но у любви неоднозначный нрав.

Мне как-то луноликая сказала,

Что миллион признаний очень мало.

Но если холодна её душа,

То и молчание не стоит и гроша.

      А это я - Е.О.                  

 

Поэту есть всегда кого винить

"Над миром глупость властвует, и это

Для всех столетий общая примета.

С ней не воюет ни один закон,

Хоть в рубище, хоть в шёлк она одета.

Но в мир, где правит глупость, как судью

Бог посылает иногда поэта.

Не только для того, чтобы он пел,

Как птица на ветвях в разгаре лета,

Но чтобы в царстве глупости и тьмы

Он был носителем ума и света!"

             Мирза Шафи Вазех                    

Добавлю пару строчек от себя:

Поэта в царстве глупости гнобят,

Коль он носитель и ума, и света.

Блеснёт наперекор, и нет поэта.

Зато потом гордятся и скорбят.

И как сказал один седой еврей:

"Обман, коварство, подлость – суть царей!"

Поэт уже за то всегда в опале,

Что не боится этих упырей,

Грозящих то тюрьмой, то гильотиной.

Угрозы для поэзии – рутина,

"Дурак" переводной без козырей.

Зачем поэта посылает Бог?

Уже ль затем, что сам решить не смог

Загадку вечных "хорошо" и "плохо"?

Пожалуй, можно подвести итог:

Поэт, он "жертва" при любом раскладе,

Поскольку с власть имущими не ладит.

Поэту есть всегда кого винить.

А этот статус кво не изменить!

Страшно, аж жуть!

"Добру и злу дано всегда сражаться.

И в вечной битве зло сильнее тем,

Что средства для добра не все годятся,

Меж тем как зло не брезгует ничем."

                Мирза Шафи Вазех              

Вот вам и доказательство сего:

Зло не чурается, лишь бы врагов пугало!

И кажется ему, страшней всего

Бродящее по автостраде сало!

       журналист-чернокнижник Е.О'бъявленский  

И да, и нет...

"Желаю, чтоб кого-то утешали,

А самому чтоб прибавляли сил

Слова, родившиеся в час печали,

Что произнёс ты или затаил.

Ты не ропщи на то, что путь твой труден,

Не жалуйся, что непосильна кладь,

Певец, дарящий утешенье людям,

Страдать ты можешь, но не унывать."

          Мирза Шафи Вазех              

Выходит, что Пьеро, он вне закона,

Поскольку унывает и скулит?

А как быть с тем, что для него икона -

Эвтерпа?

          И она благоволит

К таким, как он нелепым, несуразным,

Рыдающим в жилетку не таясь.

Это у Мима много масок разных,

А у Пьеро одна с душою связь.

Не спорю, Мим сегодня "исцелитель"

От произвола огрубевших душ.

Да и Пьеро давно стал просто зритель.

Кому нужна рифмованная чушь

Об искренности чувственных признаний,

О знаках Свыше в предрассветный час?

На троне Мим, дурманящий сознанье

Укутанный в обноски кумача.

И кажется, что мир слегка контужен.

Но это кратковременный дурман.

Душе Пьеро для утешенья нужен.

А Мим, он лишь иллюзия,

                обман...

Памяти Хафиза Ширази

Хочешь в рай попасть –

Спускайся в погребок за мною следом.

Ну же, не сопротивляйся,

Одержи над "Нет" победу.

Приходи!

Наполним с краем чаши влагою пунцовой,

Старый свод небес сломаем,

А взамен воздвигнем новый!

И не слушай тех, кто скажет,

Что вино страшнее яда.

Яда не было б в продаже.

И оспаривать не надо.

Лучше осуши свой кубок и наполни его снова.

Пусть "святоши" сушат зубы

До пришествия седьмого

Нас глупцами наряжая,

"Ум" свой славя что есть мочи.

Ну их к Богу!

Пусть решает: кто мудрец, а кто не очень.

Элексир, пьянящий душу,

В ощущеньи близок к раю.

Что же ты стоишь снаружи?

                Заходи, я наливаю.

Я с Хафизом согласен!

"Этот мудрый старик-виночерпий,

Добром будь помянут,

Мне сказал:

«Вот бокал – все невзгоды на дне его канут!»

Я ответил:

«Боюсь – не пропить бы мне добрую славу…»

«Пей! – велел мне старик. –

Нюхай розы, пока не увянут».

Все уходит из рук в этом мире,

На ярмарке этой,

Где тебе продадут пустоту,

Где тебя непременно обманут.

Где нельзя удержать ничего,

К чему сердцем привязан,

Где и троны царей

Легким прахом со временем станут.

Да продлятся, Хафиз, твои дни!

Пей вино и не слушай советов.

Прекратим этот спор –

Он и так уже слишком затянут…"

Непревзойдённый Хафиз Ширази

Я с Хафизом согласен,

А значит и спору нет места.

Вероятно,

Что нас с ним лепили из схожего теста.

Осушу свой бокал

Вопреки надоевшим запретам.

Раз не будет потом,

Не считайте такое протестом.

И как мудрый Хафиз,

Оставляя за дверью советы,

Я забуду про славу.

Постфактум, зачем он поэту?

Лучше чаша вина,

Чем пустые слова-дифирамбы.

Ни сейчас,

Ни потом ничего в них полезного нету.

Но зато у вина есть немало такого, чтоб тело,

Обнимаясь с душой,

Танцевало, искрилось и пело.

Я меняю всё то,

Что потом в мою честь установят

На бочонок вина

И мечту в ослепительно-белом!

              Евгений, друг Хафиза             

   P.S.

   Я честен был. Свидетельство – стихи.

   Они из необузданных стихий,

   Рождаемых в хмельном и буйном сердце.

   В них и любовь, и все мои грехи.

Без имени.png
bottom of page